ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА И ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-ХИМИКОВ-ТЕХНОЛОГОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация
Подготовка высококвалифицированных специалистов в современных условиях начинается с общеобразовательных кафедр и завершается на выпускающих кафедрах. Важную роль в учебном процессе играют объекты, изучаемые студентами на лабораторных и практических занятиях, и анализ проблемных ситуаций, возникающих на предприятиях. Для повышения практикоориентированной составляющей образовательного процесса студенты изучают реальные объекты, к числу которых относятся индивидуальные компоненты (волокнистые суспензии, растворы электролитов и полиэлектролитов, суспензии наполнителей, эмульсии синтетических и природных проклеивающих веществ и др.) и их смеси. Моделирование в учебном процессе проблемных ситуаций, возникающих на предприятиях реального сектора экономики, позволяет развивать у будущих специалистов практические навыки по эффективному решению технологических, экономических и экологических проблем. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода позволяет развить у будущих инженеров-химиков-технологов практические навыки. Проектный метод обучения используется во время прохождения студентами трех видов практик – учебной, технологической и преддипломной. Руководители практики от университета и предприятия формируют из студентов бригады по 2–3 человека. Каждая бригада разрабатывает сначала для конкретного цеха комплекс мероприятий, направленных на решение типичных производственных проблем, а затем устанавливает взаимосвязь функционирующих нескольких цехов и их роль в общей схеме производства. Проектный метод способствует не только закреплению теоретических знаний и дальнейшему совершенствованию практических навыков, но и развитию умений работать в коллективе.
Авторы
Список литературы
1. Черная Н. В., Жолнерович Н. В. Применение проектного метода практического обучения для решения проблемных ситуаций на предприятиях целлюлозно-бумажной отрасли // Труды БГТУ. Серия VIII, Учеб.-метод. работа. 2009. Вып. Х. С. 240–241. 2. Колесников В. Л., Черная Н. В. Методика практической подготовки специалистов технико-экономического и экологического профиля на имитационных моделях производственных комплексов // Труды БГТУ. Серия VIII, Учеб.-метод. работа. 2009. Вып. Х. С. 205–206.