ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ



Аннотация

Рассматриваются особенности развития высшего образования на современном этапе. Среди них выделяются его массовый характер, приведший к качественному изменению контингента студентов, динамичность рынка труда и невозможность обеспечения консервативного образования, ухудшение финансового и кадрового обеспечения высшей школы, расширение интернационализации образования и мобильности студентов, внедрение в учебный процесс цифровых технологий, появление новых инструментов обеспечения качества, структурные и содержательные преобразования. Очевидна тенденция к сохранению широкого охвата высшим образованием населения, в том числе в странах со слабо развитой университетской системой и низкими требованиями. Отмечается прекращение роста и даже сокращение числа провайдеров высшего образования, многие из которых в силу несостоятельности не могут пройти процедуры аккредитации. При примерном сохранении или сокращении финансовой поддержки высшей школы повсеместно критикуется качество подготовки специалистов, недостаточная практическая ориентированность образования, низкий уровень взаимодействия с работодателями. Предлагается модель трехступенчатого высшего технического образования, уровни которой приведены в соответствие с технологическими укладами в сфере будущей деятельности выпускников. Делается вывод о наличии в Беларуси механизмов для осуществления необходимых преобразований.

Авторы


Список литературы

1. Овсянников А. А. Уроки профессора Ягодина // Профессиональное образование. 2012. № 7. С. 26–28.
2. Ветохин С. С. Перспективы развития высшего образования в Республике Беларусь // Веснік Магілеўскага дзяржаўнага ўніверсітэта. 1999. № 2–3 (3). С. 115–120.
3. Global Education Monitoring Report – 2016. Education for People and Planet: Creating Sustainable Future for All. Paris: UNESCO, 2016. 620 p.
4. Макаров А. В. Реализация компетентностного подхода при проектировании стандартов высшего образования поколения 3+ // Высшее техническое образование. 2017. Т. 1. № 1. С. 13–23.

© Белорусский государственный технологический университет, 2024