РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОКОЛЕНИЯ 3+

 

Аннотация

В связи со вступлением Беларуси в Болонский процесс Министерством образования и Республиканским советом ректоров в 2016 г. была поставлена задача по адаптации образовательных стандартов высшего образования первой и второй ступени к новым требованиям. Исполнителем этого задания, Республиканским институтом высшей школы, за основу были приняты действующие стандарты (поколение 3), которые перерабатывались в соответствии с европейскими руководствами и рекомендациями, проектными версиями Кодекса об образовании Республики Беларусь, опыта стран СНГ. Макеты новых стандартов, отнесенных к поколению 3+, опубликованы на сайте Института. В основу разработки положены 4 принципа: построение стандартов на основе компетентностного подхода, модульное проектирование стандартов, профилизация (компонент УВО), преемственность бакалаврской и магистерской моделей подготовки. Помимо этого, в стандарты введены оценки трудоемкости в зачетных единицах, связанных Европейской системой трансфера кредитов. В настоящей работе рассмотрены особенности новых белорусских стандартов. Дан их сравнительный анализ со стандартами Российской Федерации, Дублинскими дескрипторами в части компетентностного подхода и рекомендациями европейского проекта TUNING. Показано хорошее соответствие разработанных документов международным подходам при сохранении традиций национальной высшей школы.

Авторы


Список литературы

1. Богуш В. А. Актуальные вопросы развития непрерывного профессионального образования в Республике Беларусь // Вышэйшая школа. 2017. № 1. С. 4–6.
2. Решения Республиканского совета ректоров от 16.06.2016 № 2 [Электронный ресурс] // Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования: сайт. URL: http://srrb.niks.by (дата обращения: 01.04.2017).
3. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 211 с.
4. Федин В. Т. Диагностирование компетенций выпускников вузов. Минск: РИВШ, 2008. 100 с.
5. Макаров А. В., Федин В. Т. Проектирование и реализация стандартов высшего образования. Минск: РИВШ, 2013. 316 с.
6. Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени [Электронный ресурс] // Республиканский институт высшей школы: сайт. Минск, 2013. URL: http://www.nihe.
bsu.by/index.php/ru/norm-doc (дата обращения: 01.04.2017).
7. Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социальногуманитарных дисциплин» [Электронный ресурс] // Республиканский институт высшей школы: сайт. Минск, 2014. URL: http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/norm-doc (дата обращения: 01.04.2017).
8. Макет образовательного стандарта высшего образования второй ступени (магистратуры) [Электронный ресурс] // Республиканский институт высшей школы: сайт. Минск, 2011. URL: http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/norm-doc (дата обращения: 01.04.2017).
9. Макет образовательного стандарта общего высшего образования (бакалавриата) [Электронный ресурс] // Республиканский институт высшей школы: сайт. Минск, 2016. URL: http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/upd (дата обращения: 01.04.2017).
10. Макет образовательного стандарта углубленного высшего образования (магистратуры) [Электронный ресурс] // Республиканский институт высшей школы: сайт. Минск, 2016. URL: http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/upd (дата обращения: 01.04.2017).
11. Макаров А. В., Перфильев Ю. С., Федин В. Т. Реализация компетентностного под хода в системах высшего образования: зарубежный и отечественный опыт: учеб.-метод. пособие. Минск: РИВШ, 2015. 208 с.

© Белорусский государственный технологический университет, 2024