СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ ВНЕШНИХ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА В БЕЛОРУССКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ К УСЛОВИЯМ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Дан анализ 8 индикаторов, введенных Европейской ассоциацией университетов для оценки национальных систем обеспечения качества в высшем образовании. Отмечены требования, сформулированные в этой связи к белорусской системе в рамках Дорожной карты, принятой саммитом европейских министров образования в 2015 г. в Ереване. Рассмотрены особенности белорусской системы обеспечения качества высшего образования национального уровня в свете основных показателей, применяемых в Болонском процессе. Показано наличие вектора преобразований, коррелирующего по направлению с Болонским процессом, при наличии все еще сохраняющихся существенных отличий. Среди последних в первую очередь отмечается устаревшая и подчиненная Министерству образования система аккредитации учреждений высшего образования, не отвечающая требованиям Европейских стандартов и руководств, а также слабая информированность и незначительное участие в процедурах академической общественности. В соответствии с системой индикаторов Европейской ассоциации университетов для первоочередного решения проблем предлагаются разработка правовой основы деятельности независимого агентства по аккредитации на основе Европейских правил и руководств, начало публикации полных отчетов аккредитационных групп в свободном для академической общественности и заинтересованных организаций доступе, вступление в Европейскую сеть обеспечения качества, создание условий для привлечения к аккредитации зарубежных специалистов и зарегистрированных агентств, а также включение в процессы аккредитации студентов и представителей работодателей.
Авторы
Список литературы
1. Макаров А. В. Реализация компетентностного подхода при проектировании стандартов высшего образования поколения 3+ // Высшее техническое образование. 2017. Т. 1. № 1. C. 13–23. 2. Богуш В. А. Актуальные вопросы развития непрерывного профессионального образования в Республике Беларусь // Вышэйшая школа. 2017. № 1. С. 4–6.