КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАММАТИКА КАК ОСНОВА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, НЕЯЗЫКОВОЕ УВО)



Аннотация

Целью иноязычного образования в неязыковом УВО является развитое речевое умение, способность студента выбрать модель, адекватную речевой задаче, оформить ее в соответствии с нормами языка (в данном случае немецкого). Коммуникативный подход очень сильно мотивирует студентов. И его цель состоит в том, чтобы заинтересовать их в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. При коммуникативном методе необходимые умения и навыки формируются в процессе выполнения целой серии грамматически направленных упражнений. Цель данных упражнений – овладение грамматическими навыками или устранение пробелов во владении конкретным грамматическим материалом. В отличие от традиционных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на языковой форме и на частой ее повторяемости, коммуникативные упражнения концентрируют внимание участников на содержании. Именно выполнению задач коммуникации и служит та или иная грамматическая форма: ассоциативно должны быть связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Такое понимание цели иноязычного образования в неязыковом УВО демонстрирует автор в своей статье, абсолютно справедливо выдвигая на передний план два важнейших принципа коммуникативной методики говорения: функциональность и ситуативность.

Авторы


Список литературы

1. Пассов Е. И. Современные направления в методике обучения иностранным языкам. Воронеж: Интерлингва, 2002. С. 38–40.
2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. С. 23–27.
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2006. С. 78–81.
4. Розен Е. В. О некоторых клише немецкой устной речи // Иностранный язык в школе. 2004. № 4. С. 30–34.
5. Бим Н. И. Сборник упражнений с грамматическим справочником немецкого языка. М.: Просвещение, 2003. С. 42–49.
6. Гергенредер Ж. С. Обучение коммуникативной грамматике в рамках практического овладения иностранным языком // Открытый урок: сайт. URL: открытыйурок.рф/статьи/312423/ (дата обращения: 06.03.2017).
7. Methoden für Deutsch als Fremdsprache // Wikipedia: сайт. URL: https://wiki.zum.de/wiki/Methoden_f%C3%BCr_Deutsch_als_Fremdsprache (дата обращения: 06.03.2017).
8. Михайлов Л. М. Коммуникативная грамматика немецкого языка: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2009. С. 22–29.
9. Федчунова Е. В. Системно-деятельностный подход в обучении грамматике // Немецкий язык. Все для учителя! 2015. № 37. С. 3–5.
10. Гулидов И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2005. С. 240.
11. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2004. С. 8–11.
12. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2005. С. 239.
13. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Просвещение, 1980. С. 214.
14. Communicate language teaching // Wikipedia: сайт. URL: https://en.wikipedia.org/
wiki/Communicative_ language_teaching (дата обращения: 02.03.2017).
15. Шевц И. А. Ролевые игры как средство повышения эффективности обучения иностранному языку // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: сб. науч. тр. Челябинск: Изд-во ЧИЭП им. М. В. Ладошина, 2008. С. 264–272.

© Белорусский государственный технологический университет, 2024